Фильмы о перспективах развития деревни. Субъекты развития.
Так сложилась, что в эти выходные я осталась
дома. И была возможность посмотреть два фильма: "Человек на своем месте"
А. Сахарова с В. Меньшовым в главной роли и "Надежда и опора"
В. Кольцова, в главной роли Ю. Демич.
Фильмы сняты в 1972 году и 1982 соответственно,
т.е. более 30 лет назад.
Сразу рекомендую оба фильма к просмотру.
Ниже излагаю некоторые соображения по
увиденному.
Отмечу, что для меня в фильмах была интересна
работа руководителя-организатора: что, как и почему делали герои фильмов, как
организовывали работу, как понимали ее суть, а также специфика работы в малом
населенном пункте - деревне.
______Кадр из фильма "Человек на своем месте"______
______Кадр из фильма "Надежда и опора"______
В фильме "Человек на своем месте"
главный герой - молодой инженер, вернувшийся в родную деревню после учебы в
институте и трех лет работы на заводе в Ленинграде, проработав некоторое время
главным техником выдвигает свою кандидатуру на пост председателя колхоза. Его
выбирают председателем, и молодой председатель начинает работать. Он намечает
курс развития колхоза - нужно строить большой современный животноводческий
комплекс, где можно будет трудоустроить людей с нескольких окрестных деревень. А
пока нужно отправить молодежь на завод по соседству, чтобы они научились
работать на машинах, получили нужную квалификацию, а потом могли вернуться и
участвовать в большом деле - налаживать работу животноводческого комплекса. В деревне понимают, что именно удержание
молодежи - залог развития для поселения. Но на пути реализации задуманного
возникают препятствия, преодолевая которые, председатель учится находить
ресурсы под цель, договариваться, освещать свою деятельность на радио, делегировать
полномочия. Пройдя путь с самого начала, построив комплекс, герой В. Меньшикова
может и скорее всего станет хорошим руководителем. Он освоит все необходимые
компетенции за время работы над проектом.
У председателя есть понимание, что
он, в первую очередь, работает с деятельностью других людей и это совсем не
одно и тоже, что работать с машинами и механизмами. Здесь нужно организовать
работу так, чтобы каждый сам принимал решение и не перекладывал ответственность
на других, чтобы люди не уходили, а приходили в колхоз на работу. Приказать им
не получится, нужно создавать условия. Именно этим он и занимается. Председатель
выступает сам как субъект деятельности и требует от других конструктивной
субъектной позиции, когда каждый отвечает за свою работу, а потом и за жизнь
всего поселка. Люди не ждут, что им кто-то придет и сделает, а сами ищут
ресурсы, договариваются, берут и делают.
В фильме "Надежда и опора"
для меня самой важной тоже является субъектная позиция главного героя, которому
приходится преодолевать множество препятствий, чтобы организовать новое дело. Кстати,
это тоже животноводческий комплекс - свинокомплекс. В фильме есть фраза о том, что
сельское хозяйство начинается с ХОЗЯИНА. который берет на себя ответственность
за свою работу на земле перед следующими поколениями. Также мое внимание в
фильме привлек момент, когда герой Ю. Демича предлагает создать межколхозный
фонд. Скорость развития системы определяется скоростью самого отстающего
элемента. Фонд позволит изыскивать ресурсы и вкладывать в развитие всей системы
колхозов, туда, куда нужно. Также было предложено организовать совет
председателей колхозов и хозяйственные дела района решать сообща, расставляя
приоритеты и вкладывая ресурсы. Это, безусловно, требует от руководителей
другой культуры управления, нужно договариваться, видеть общую цель, понимать,
как многократно вырастут возможности каждого колхоза, объединившись с другими (это
и колхозный фонд, и обмен опытом и т.п). Получается, что кооперация внутри
района гораздо выгоднее конкуренции.
Оба фильма о жизни в деревне, оба
про работу руководителя - председателя колхоза. Эти люди стали инициаторами
изменений в жизни деревни, и, заняв субъектную позицию, стали требовать ее и от
других: бери и делай, отвечай за свою работу, за свою жизнь. Эти люди свою
жизнь начали делать лучше сами, выискивая и привлекая к реализации намеченных
задач самые разные ресурсы. Они научились разговаривать и договариваться и с
исполнительной властью, и с председателями других колхозов, представителями
научного сообщества, сотрудниками предприятий.
Умение организовать дело (читай проект) - эта одна из самых
востребованных компетенций и сегодня, без которых развитие людей и территории
вряд ли возможно. Возвращаясь к вопросам развития малых населенных пунктов, с
которыми работали герои фильмов, это самое развитие как раз зависит от того, появятся
ли субъекты развития, смогут ли они организовать проекты и привлечь к этой
деятельности молодежь, часть которой осознает, что пространство самореализации
можно создать самостоятельно и для этого необязательно уезжать в крупные города.
Можно ли научиться организовывать
проекты? Да, можно. Но для этого нужны компетенции, которым можно научиться
только в деятельности. Организационная деятельность - это деятельность над
деятельностями. Организационные системы - это системы, в которых работают люди,
а предмет работы руководителя такой системы - деятельность его подчиненных. Эта
работа требует знаний не только о том, с чем ты работаешь (знания из психологии
и социологии и т.п.), но и о том, как нужно работать - методики, технологии
работы, которым можно научится в деятельности либо в реальном пространстве, либо
в ИГРОВОМ.
Однако, если нет достаточного
количества людей, решившихся и научившихся организовывать собственные проекты, свое
рабочее место, занявших СУБЪЕКТНУЮ
позицию, заниматься развитием социума и территории некому. А то, что такое
развитие возможно и люди могут жить не в серости и гордиться тем, что живут в
деревне, в фильмах ясно показано.
Автор:Мария Солосина
Автор:Мария Солосина
Комментариев нет:
Отправить комментарий