вторник, 8 апреля 2014 г.

Фильмы о перспективах развития деревни. Субъекты развития.

Фильмы о перспективах развития деревни. Субъекты развития. 

Так сложилась, что в эти выходные я осталась дома. И была возможность посмотреть два фильма: "Человек на своем месте" А. Сахарова с В. Меньшовым в главной роли и "Надежда и опора" В. Кольцова, в главной роли Ю. Демич.

Фильмы сняты в 1972 году и 1982 соответственно, т.е. более 30 лет назад.
Сразу рекомендую оба фильма к просмотру.

Ниже излагаю некоторые соображения по увиденному.
Отмечу, что для меня в фильмах была интересна работа руководителя-организатора: что, как и почему делали герои фильмов, как организовывали работу, как понимали ее суть, а также специфика работы в малом населенном пункте - деревне.


______Кадр из фильма "Человек на своем месте"______


______Кадр из фильма "Надежда и опора"______




В фильме "Человек на своем месте" главный герой - молодой инженер, вернувшийся в родную деревню после учебы в институте и трех лет работы на заводе в Ленинграде, проработав некоторое время главным техником выдвигает свою кандидатуру на пост председателя колхоза. Его выбирают председателем, и молодой председатель начинает работать. Он намечает курс развития колхоза - нужно строить большой современный животноводческий комплекс, где можно будет трудоустроить людей с нескольких окрестных деревень. А пока нужно отправить молодежь на завод по соседству, чтобы они научились работать на машинах, получили нужную квалификацию, а потом могли вернуться и участвовать в большом деле - налаживать работу животноводческого комплекса.  В деревне понимают, что именно удержание молодежи - залог развития для поселения. Но на пути реализации задуманного возникают препятствия, преодолевая которые, председатель учится находить ресурсы под цель, договариваться, освещать свою деятельность на радио, делегировать полномочия. Пройдя путь с самого начала, построив комплекс, герой В. Меньшикова может и скорее всего станет хорошим руководителем. Он освоит все необходимые компетенции за время работы над проектом.

У председателя есть понимание, что он, в первую очередь, работает с деятельностью других людей и это совсем не одно и тоже, что работать с машинами и механизмами. Здесь нужно организовать работу так, чтобы каждый сам принимал решение и не перекладывал ответственность на других, чтобы люди не уходили, а приходили в колхоз на работу. Приказать им не получится, нужно создавать условия. Именно этим он и занимается. Председатель выступает сам как субъект деятельности и требует от других конструктивной субъектной позиции, когда каждый отвечает за свою работу, а потом и за жизнь всего поселка. Люди не ждут, что им кто-то придет и сделает, а сами ищут ресурсы, договариваются, берут и делают.

В фильме "Надежда и опора" для меня самой важной тоже является субъектная позиция главного героя, которому приходится преодолевать множество препятствий, чтобы организовать новое дело. Кстати, это тоже животноводческий комплекс - свинокомплекс. В фильме есть фраза о том, что сельское хозяйство начинается с ХОЗЯИНА. который берет на себя ответственность за свою работу на земле перед следующими поколениями. Также мое внимание в фильме привлек момент, когда герой Ю. Демича предлагает создать межколхозный фонд. Скорость развития системы определяется скоростью самого отстающего элемента. Фонд позволит изыскивать ресурсы и вкладывать в развитие всей системы колхозов, туда, куда нужно. Также было предложено организовать совет председателей колхозов и хозяйственные дела района решать сообща, расставляя приоритеты и вкладывая ресурсы. Это, безусловно, требует от руководителей другой культуры управления, нужно договариваться, видеть общую цель, понимать, как многократно вырастут возможности каждого колхоза, объединившись с другими (это и колхозный фонд, и обмен опытом и т.п). Получается, что кооперация внутри района гораздо выгоднее конкуренции.

Оба фильма о жизни в деревне, оба про работу руководителя - председателя колхоза. Эти люди стали инициаторами изменений в жизни деревни, и, заняв субъектную позицию, стали требовать ее и от других: бери и делай, отвечай за свою работу, за свою жизнь. Эти люди свою жизнь начали делать лучше сами, выискивая и привлекая к реализации намеченных задач самые разные ресурсы. Они научились разговаривать и договариваться и с исполнительной властью, и с председателями других колхозов, представителями научного сообщества, сотрудниками предприятий.

Умение организовать дело (читай проект) - эта одна из самых востребованных компетенций и сегодня, без которых развитие людей и территории вряд ли возможно. Возвращаясь к вопросам развития малых населенных пунктов, с которыми работали герои фильмов, это самое развитие как раз зависит от того, появятся ли субъекты развития, смогут ли они организовать проекты и привлечь к этой деятельности молодежь, часть которой осознает, что пространство самореализации можно создать самостоятельно и для этого необязательно уезжать в крупные города.  

Можно ли научиться организовывать проекты? Да, можно. Но для этого нужны компетенции, которым можно научиться только в деятельности. Организационная деятельность - это деятельность над деятельностями. Организационные системы - это системы, в которых работают люди, а предмет работы руководителя такой системы - деятельность его подчиненных. Эта работа требует знаний не только о том, с чем ты работаешь (знания из психологии и социологии и т.п.), но и о том, как нужно работать - методики, технологии работы, которым можно научится в деятельности либо в реальном пространстве, либо в ИГРОВОМ.


Однако, если нет достаточного количества людей, решившихся и научившихся организовывать собственные проекты, свое рабочее место, занявших СУБЪЕКТНУЮ позицию, заниматься развитием социума и территории некому. А то, что такое развитие возможно и люди могут жить не в серости и гордиться тем, что живут в деревне, в фильмах ясно показано.

Автор:Мария Солосина

Комментариев нет:

Отправить комментарий