УРБАНИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И РЕСУРСЫ
Почему урбанистика и
идентичность заслуживают нашего внимания?
В последнее время в России заметно возрос интерес к проблематике городской
среды. Термины "урбанистика" и "городская
среда" стали одними из фокусов общественного внимания, выйдя со
страниц профессиональных изданий в публичную прессу и мероприятия. Проходят
многочисленные конференции и форумы, посвящённые этой теме. Не отстаёт и
Воронеж: в ноябре 2013 г. на базе Воронежского ГАСУ усилиями Бюро средового
проектирования проведен Первый Международный Форум провинциальной урбанистики Urbanitas. Откуда, казалось бы, такое
внимание к узко специальной теме?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Тема зарождения и развития городов сама по себе крайне интересна. Она, по
сути, и обозначила начало исторической цивилизации, которая возникла именно
вместе с городами. В процессе исторического бытия люди постоянно что-то
создавали и развивали на определенных территориях, подвергаясь их влиянию и
преобразуя их. И в этой деятельности возникали устойчивые алгоритмы,
приводившие к определенным результатам. Люди всегда трудились созидательно, но
в одних случаях получались Афины с Парфеноном, в других – Содом и Гоморра.
Ответы на вопрос почему так происходит долго время давались с позиций философии
или религии, мифологии или эмпирии архитекторского труда (примером которой может служить книга Витрувия, вторая половина I в.
до н.э.).
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Теории города возникают лишь в конце XIX столетия, а урбанизм или
градостроительство как самостоятельная профессия - в 20-е годы XX века. Город
едва ли не впервые начинает мыслиться в качестве объекта целенаправленных
преобразований, его естественная (точнее
т.н. квазиестественная) эволюция, как и практика возведения поселений по
прототипам, заменяется искусственно-техническим подходом, очень жёстким, как и
все идеи раннего модернизма. Усилиями энтузиастов, прежде всего - Ле Корбюзье,
разрабатываются представления об "идеальном" городе
современности; они оформляются в т.н. "Афинскую Хартию" -
доктрину рационального градостроительства, активно влияющую на облик городов во
всём мире вплоть до 1970-х гг. Но к концу XX в. стало понятно, что избранный,
точнее навязанный урбанистами путь - ложен. Новые искусственные города (или их подобия) с удивительным
постоянством проявляли безжизненность, заметно уступали в привлекательности и
насыщенности собственно городскими событиями и процессами традиционным городам.
Стало понятно, что город так и не стал "объектом проектирования",
поскольку так и не возникла профессиональная или иная деятельностная позиция,
которая могла бы претендовать на владение объектной картиной соответственной
степени сложности, а претензии на такое владение со стороны
градостроительства, современной архитектуры или районной планировки оказались
тщетными.
Вместе с пониманием принципиальной (т.е.
неустранимой) дефициентности (недостаточности)
методов, знаний и представлений урбанизма о своём "объекте" растёт и
понимание того факта, что город в принципе не может быть сведён к совокупности
профессиональных знаний и компетенций, а, с учётом проблемы синтеза знаний,
проблемы соорганизации научных знаний и проектно-программных разработок (эти проблемы активно обсуждаются в
методологии с 1960-х гг.) не может быть сведён и к сумме различных
предметных, специализированных знаний. У человечества до сих пор нет средств
помыслить город в синтезе всех имеющихся о нём знаний и представлений, мифов и
образов, умений и практик, памяти и проектов. И, видимо, не будет никогда. По
мнению известного эксперта О.И. Генисаретского, по сравнению с городом даже
космическая станция выглядит тупым утюгом – таков уровень сложности и тонкости
городской организации.
В связи с этим становится необходим пересмотр самого концептуального
пространства, в котором можно было бы искать или строить объектную картину
города, т.е. его онтологию. Она оказывается сопряжена с формами деятельности и
жизнедеятельности в городе, с реальными носителями городских ценностей, с
образожизненным разнообразием, с городской культурной политикой и социальными
практиками. Оказывается, что отсутствие, невозможность позиции Тотального
Проектировщика или Всеохватного Управленца, эдакого собирательного Корбюзье в
жизни реальных городов, отсутствие профессии, которой можно было бы передать
все заботы о городском устройстве (как мы, хотя и напрасно, привыкли передавать
заботы о здоровье медикам), делает всех и каждого ответственным за
существование и развитие городов. Особенно за развитие - ведь развитие это и
есть процесс качественного совершенствования городского населения. Эра узкого
профессионализма уходит в прошлое; в проектных профессиях на Западе ещё со
второй половины 1960-х гг. начинают развиваться методы т.н. соучаствующего (партиципативного) проектирования, в
котором с самого начала принимают активное участие горожане, лица,
непосредственно заинтересованные в процессах городских изменений. В нашей
стране с конца 1970-х гг. начинают практиковаться различные, прежде всего
игровые (в технологии
организационно-деятельностных игр и их идейных наследников) соорганизации
ключевых субъектов городской жизни - модель города здесь это не макет застройки
в условном масштабе, но действующая машина городской субъектности, выстроенная
в одном помещении из людей и обладающая мощным эффектом "обратной
связи". Само проектирование переосмысляется: это не кабинетная
работы надмирных гениев (как многим кажется ещё и сегодня), но диалоговая
стратегия принятия коллективных решений о будущем.
Такие задачи кардинально меняют многое, в т.ч. и профессиональные практики
работы с городом, если уж говорить о них. Мы присутствуем сегодня при возникновении
нового типа профессионализма в архитектуре и новой профессии с условным
названием "урбанистика", которая противостоит модернистскому
урбанизму буквально во всём: в онтологии, в методах, в этике. По словам В.Л.
Глазычева, градостроение сменяется градоустроением. Меняются и центральные
метафоры: город как функциональный механизм замещается городом как живым
организмом и далее - сообществом людей, совместно и осмысленно обитающих в
пространстве. Парадигма среды, "средового подхода" фиксирует
именно эти кардинальные смещения, определяющие самый смысл актуального
понимания города и городской жизни, управления развитием городов и культурной
политики в городах.
Традиционно город воспринимается как совокупность зданий и сооружений.
Однако, несмотря на схожесть отдельных объектов, среда разных городов
отличается коренным образом - по своей сути, по планировке, архитектуре,
по трудно уловимому "духу" места. Это говорит о том,
что главным и уникальным фактором городской морфологии являются именно
пространства, а не здания. Но феномен городской среды отнюдь не исчерпывается
этим. За пространствами и формами стоят смыслы, воспоминания, тексты,
поэтические и художественные образы, городские мифы и предания, грёзы и
проекты... И, разумеется, люди, несущие всё это "на себе",
воплощающие содержание городской жизни. Всё это и есть городская среда. Среда -
не пустое и гулкое пространство между домами, но сверхнасыщенный "раствор",
в котором обитают и, главное, в котором реализуют себя горожане; это и есть то,
ради чего ещё и сегодня, в век глобальных коммуникаций, можно и нужно жить в
городах.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Городская среда требует и естественнонаучных, и гуманитарных знаний,
исторических и проектных компетенций, аналитических и поэтических умений.
Городская среда, таким образом, принципиально мультипредметна: она не
укладывается в предмет знания ни одной научной дисциплины или профессии.
В рамке управления развитием этот тезис означает выход на новые модели
соорганизации, о чём кратко уже сказано выше. В рамке построения новых знаний и
представлений это означает возможность и необходимость новых исследований,
новых концептуальных подходов - мы стоим лишь на пороге новой эпистемы города.
В рамках ценностного взгляда это означает признание ключевым ресурсом - но и
центральной проблемой - темы идентичности. Ведь обезличенный целерациональный
подход, модернистский функционализм, т.н. "типовое проектирование",
нормативный урбанизм - одним словом, вся мегамашина научно-технического
прогрессизма XX столетия перемалывала, прежде всего, укоренённые в местных
традициях формы идентичности, она стирала уникальность и индивидуальность мест
обитания, лишала чувства присутствия, "здесь-бытия".
Люди,
горожане, обитатели среды, рассматривались ею лишь как наполнение её
функциональных позиций, как иллюстрации к статистическим выкладкам и
нормативным предписаниям. Героем индустриального Прогресса стал экстерриториал
и космополит, живущий "везде", нигде не пускающий
корни, не связывающий свои личные перспективы с будущим территорий, и, как
правило, паразитирующий на ресурсах места. Героем постмодернизма и вовсе стал
персонаж с непременной приставкой "транс..." - человек, легко
меняющий не только место проживания, но и все вообще параметры
самотождественности, включая гендерную. Массовая культура агрессивно навязывает
ложные формы идентификации, размывая сами категории традиции и ценности.
Идентичность сегодня должна быть поставлена в центр общественных обсуждений в
качестве своеобразного стержня постижения и смыслов городской среды, и
экзистенциальных ценностей повседневного обитания, и целей управления развитием
городов; т.е., скажем обобщая, - как выражение миссии города.
Благоустройство городов, особенно с учетом социальной составляющей, - очень важная задача. В этом плане такие города как Воронеж могут перенимать успешный опыт мегаполисов в частности Москвы. Там проходит Московский Урбанистический форум и сейчас особенно активно рассматриваются вопросы развития переферии, московские кейсы могут быть очень полезны в освоении урбанистики городами Росии, можно изучить недавно вышедший дайджест, он доступен и в электронной версии https://vk.com/mosurbanforum?w=wall-44359478_1899
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалить