среда, 12 марта 2014 г.

«Арт-кластеры, уроки истории для Воронежа»

«Арт-кластеры, уроки истории для Воронежа»




В декабре прошлого года ректор Воронежской государственной академии искусств Эдуард Бояков презентовал проект по созданию арт-кластера в Воронеже. По сообщению Арт-группы «Квадрат», данный проект предполагает создание особой творческой зоны, где на общем пространстве будут объединены концертные и выставочные залы, архитектурные и строительные бюро, работающих в сфере культуры. Координатор проекта Дмитрий Большаков объявил о начале приема агентов, желающих принять участие в развитии воронежского кластера.

Инициативу Э. Боякова поддержали представители Бюро средового проектирования, на базе которого  11 марта в книжном клубе «Петровский»  состоялась очередная публичная лекция «Город и Идентичность» на тему «Арт-кластеры, уроки истории для Воронежа». Помимо организаторов, в лектории приняли участие спикеры вечера – Олег Григоренко, Сергей Золотых, Константин Квасов и  студенты Воронежского ГАСУ, ВГУ.

Надо сказать, что арт-кластер не только звучит, но и имеет «вкусное» содержание. Но обо всем по порядку.




Сады на крыше  – экономно


Открыл долгожданный вечер Илья Бейлин. Он продемонстрировал зарубежный опыт освоения городского пространства, где были созданы творческие кварталы, функционирующие и в настоящее время. К ним относятся европейские проекты: «Gate Project» – в Турине, «Cable Factory» – в Хельсинки, популярные «The MailBox» и «Tea Factory» – в Великобритании, «Greenville Island» по восстановлению непродуктивных территорий в Ванкувере.

На национальном уровне действуют аналогичные культурные центры:  квартал «Рыбная деревня» (Калининград), привлекающий – архитектурой зданий, выполненных в немецком стиле.

Отметим, что возведение подобных конструкций, установление фасадов, в отдельных случаях, решает не только декоративную задачу. В Чикаго на крыше 11 – этажного здания «City Hall»  высадили сад с различными видами растений. Как следствие, зеленые крыши благоприятно воздействует на экологию города, а также выступают в качестве водоотвода. Развитие подобных площадок  решает простые задачи, однако, мало кто об этом задумывается.

Бейлин рассказал о перспективах расположения будущих арт-кластеров на местных площадках, представил заброшенные объекты, требующие реконструкции-восстановления. В частности,  это территория бывшего завода «Сельмаш», заброшенная застройка на ул. Станкевича и т.д. Подобных зданий в Воронеже предостаточно, причина тому – недостаток ресурсов и поддержки местной власти.

Потребление или производство?


Стоит ли нам создавать объекты и транслировать свой опыт или достаточно потребления чужих работ. Этот вопрос вызвал дискуссию,  вследствие которой были обозначены  основные проблемы. 

По мнению автора проекта «Колесо обозрения» в Воронеже С. Золотых, необходимо развивать местные творческие силы, способствующие формированию благоприятной городской среды.

«Нам нужен пример того,  что уже рождены какие-то идеи, и отталкиваться от этих  работ, разработок. Нас не обучают определенным навыкам, как использовать свое воображение  в полной мере. Например, в книге Эдвард де Боне «Генератор креативных идей» описано много упражнений для мышления, и они действительно помогают для развития. Это работает в любой сфере творчества», – отметила студентка Воронежского ГАСУ.

Однако председатель правления в ВОПОО "РУССКИЕ ЛЮДИ" К. Квасов считает, что наличие творческих идей – недостаточно, нужен субъект, ответственный за реализацию проекта. Яркий пример тому – персона Эдуарда Боякова, который внес свои предложения, согласовал с властью и начал продвигать свой проект.

«Важно, что есть человек, который возьмет хотя бы маленькую площадку и начнет реализовывать на ней свои идеи. Он возникает в одном месте, потом появляется очаг в другом месте. В случае если он понимает свою ответственность. Должна быть внутренняя установка: я это делаю и для меня это важно. Пусть генерируют другие, но я взял на себя ответственность», – подчеркнул Квасов.

Арт-кластеры некое пространство переформатирования под среду, помогающую генерировать идеи.


 В уютной атмосфере участников встречи, студенты-архитекторы рассказали о всероссийских фестивалях, организованные с целью создания досуга для студентов и площадки для обмена опытом. Презентовали наиболее интересные паблик-арт объекты («Снежное гнездо», «Космическая палитра», «Экопланетарий» и т.д.), успешно функционирующие на национальных и местных фестивалях, и рассказали об архитектурном форуме «Зодчество Черноземья 2013», который проходил в парке «Алые паруса».

Стало быть, в Воронеже начала формироваться площадка для реализации творческих идей молодежи – парк «Алые паруса».

В завершении вечера  редактор спецпроектов – РИА «Воронеж» Олег Григоренко рассказал о новом проекте информагентства  и Бюро средового проектирования «Урбонавтика» «Urbis in Orbis» («Новая жизнь Воронежа»), посвященный освоению городского пространства.

Напомним, что в декабре прошлого года мэр Воронежа Александр Гусев подчеркнул, что развитие воронежского кластера не является приоритетом для воронежских властей и поэтому не может получить финансирование из муниципального бюджета, тем не менее, заявил о готовности поддерживать проект на уровне административных процедур, сообщила Арт-группа «Квадрат».


Реализация проекта культурного кластера обеспечит оживление городской среды. Вопрос лишь в том, получат ли инициаторы и архитекторы поддержку со стороны инвесторов.



1 комментарий:

  1. Дополнительную информацию о том, что такое арткластер и истории их появления можно найти на http://riavrn.ru/news/urbis-in-orbis/, где И. Бейлин подробно описывает тему.

    ОтветитьУдалить