«Арт-кластеры, уроки истории для Воронежа»
В декабре прошлого года ректор Воронежской государственной академии искусств Эдуард
Бояков презентовал проект по созданию арт-кластера в Воронеже. По сообщению Арт-группы
«Квадрат», данный проект предполагает создание особой
творческой зоны, где на общем пространстве будут объединены концертные и
выставочные залы, архитектурные и строительные бюро, работающих в сфере культуры. Координатор
проекта Дмитрий Большаков объявил о начале приема агентов, желающих принять
участие в развитии воронежского кластера.
Инициативу Э. Боякова
поддержали представители Бюро средового проектирования, на базе которого 11 марта в книжном клубе «Петровский» состоялась очередная публичная лекция «Город
и Идентичность» на тему «Арт-кластеры, уроки истории для Воронежа». Помимо
организаторов, в лектории приняли участие спикеры вечера – Олег Григоренко,
Сергей Золотых, Константин Квасов и студенты
Воронежского ГАСУ, ВГУ.
Надо сказать, что
арт-кластер не только звучит, но и имеет «вкусное» содержание. Но обо всем по
порядку.
Сады на крыше – экономно
Открыл долгожданный вечер
Илья Бейлин. Он продемонстрировал зарубежный опыт освоения городского
пространства, где были созданы творческие кварталы, функционирующие и в
настоящее время. К ним относятся европейские проекты: «Gate Project» – в Турине, «Cable Factory» – в Хельсинки, популярные
«The MailBox» и «Tea Factory» – в Великобритании, «Greenville Island» по восстановлению
непродуктивных территорий в Ванкувере.
На национальном уровне действуют
аналогичные культурные центры: квартал «Рыбная деревня» (Калининград),
привлекающий – архитектурой зданий, выполненных в немецком стиле.
Отметим, что возведение
подобных конструкций, установление фасадов, в отдельных случаях, решает не
только декоративную задачу. В Чикаго на крыше 11 – этажного здания «City Hall» высадили сад с различными видами растений.
Как следствие, зеленые крыши благоприятно воздействует на экологию города, а
также выступают в качестве водоотвода. Развитие подобных площадок решает простые задачи, однако, мало кто об
этом задумывается.
Бейлин рассказал о перспективах
расположения будущих арт-кластеров на местных площадках, представил заброшенные
объекты, требующие реконструкции-восстановления. В частности, это территория бывшего завода «Сельмаш», заброшенная
застройка на ул. Станкевича и т.д. Подобных зданий в Воронеже предостаточно, причина
тому – недостаток ресурсов и поддержки местной власти.
Потребление или производство?
Стоит ли нам создавать
объекты и транслировать свой опыт или достаточно потребления чужих работ. Этот
вопрос вызвал дискуссию, вследствие
которой были обозначены основные
проблемы.
По мнению автора проекта
«Колесо обозрения» в Воронеже С. Золотых,
необходимо развивать местные творческие силы, способствующие формированию
благоприятной городской среды.
«Нам нужен пример того, что уже
рождены какие-то идеи, и отталкиваться от этих работ, разработок. Нас не обучают определенным
навыкам, как использовать свое воображение
в полной мере. Например, в книге Эдвард де Боне «Генератор креативных
идей» описано много упражнений для мышления, и они действительно помогают для
развития. Это работает в любой сфере творчества», – отметила студентка
Воронежского ГАСУ.
Однако председатель
правления в ВОПОО "РУССКИЕ ЛЮДИ" К. Квасов считает,
что наличие творческих идей – недостаточно, нужен субъект, ответственный за
реализацию проекта. Яркий пример тому – персона Эдуарда Боякова, который внес свои
предложения, согласовал с властью и начал продвигать свой проект.
«Важно, что есть человек, который возьмет хотя бы маленькую площадку и
начнет реализовывать на ней свои идеи. Он возникает в одном месте, потом
появляется очаг в другом месте. В случае если он понимает свою ответственность.
Должна быть внутренняя установка: я это делаю и для меня это важно. Пусть
генерируют другие, но я взял на себя ответственность», – подчеркнул Квасов.
Арт-кластеры – некое пространство
переформатирования – под среду, помогающую генерировать идеи.
В уютной атмосфере участников встречи,
студенты-архитекторы рассказали о всероссийских фестивалях, организованные с
целью создания досуга для студентов и площадки для обмена опытом. Презентовали наиболее
интересные паблик-арт объекты («Снежное
гнездо», «Космическая палитра», «Экопланетарий» и т.д.), успешно
функционирующие на национальных и местных фестивалях, и рассказали об
архитектурном форуме «Зодчество
Черноземья 2013», который проходил в парке «Алые паруса».
Стало быть, в Воронеже
начала формироваться площадка для реализации творческих идей молодежи – парк
«Алые паруса».
В завершении вечера редактор спецпроектов – РИА «Воронеж» Олег
Григоренко рассказал о новом проекте информагентства и Бюро средового проектирования «Урбонавтика» – «Urbis in Orbis» («Новая жизнь Воронежа»), посвященный освоению
городского пространства.
Напомним, что в декабре прошлого года
мэр Воронежа Александр Гусев подчеркнул, что развитие воронежского кластера не является
приоритетом для воронежских властей и поэтому не
может получить финансирование из муниципального бюджета, тем не менее, заявил о
готовности поддерживать проект на уровне административных процедур, сообщила
Арт-группа «Квадрат».
Реализация проекта
культурного кластера обеспечит оживление городской среды. Вопрос лишь в том, получат
ли инициаторы и архитекторы поддержку со стороны инвесторов.
Автор: Лилия Балабекян
Дополнительную информацию о том, что такое арткластер и истории их появления можно найти на http://riavrn.ru/news/urbis-in-orbis/, где И. Бейлин подробно описывает тему.
ОтветитьУдалить