Игра – не игрушка , или некоторые рассуждения об обучающих игропрактиках в ретроспективе и перспективе.
Кто , во что и с кем играет?
В 1938 на книжных прилавках Европы появилась новая книга
очень известного к тому времени культуролога и философа, президента голландской
Академии наук и по совместительству ректора Лейденского университета Йозефа
Хойзинги «Homo ludens»,
что в переводе с латыни означало «Человек играющий». Известный своими
масштабными и полновесными историко-культурологическими исследованиями автор в
этой книге превзошел самого себя, ибо в ней он провозглашал принципиально
новый, совершенно неожиданный подход к оценке процесса формирования всех
мировых культур и сложившихся в них цивилизаций.
Великий голландец провозгласил: «Вся мировая
культура возникла из игры. Она рождается в игре и имеет характер игры». Вся
человеческая деятельность – начиная со становления отдельной персоналии и
заканчивая международной политикой – может быть представлена, освоена и
оценена через игру, которая лежит в основе этих деятельностей. И действительно:
в политике существуют только реальные ИГРОКИ.
- ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ служили в качестве временных отрезков жизни , были форматом
оценки возможностей как отдельно взятого «олимпионика» , так и всей
греческой цивилизации, поскольку ИГРЫ могли
остановить войну…
- ВОЕННО-ШТАБНЫЕ ИГРЫ предваряли самые великие сражения мировых войн , и
до сих пор являются высочайшей формой оперативного управления.
- ИГРА
АКТЕРОВ формирует в человеческом сознании
отношение к идеалу – то есть, образно говоря, задает поведенческую планку
личности, дает ему положительный образец для подражания.
- АЗАРТНАЯ ИГРА дает
испытание эмоциям, которые при ненадлежащем отношении могут упасть до
порока.
- СОСТЯЗАТЕЛЬНАЯ ИГРА воспитывает характер – недаром спорт считают одним
из высших уровней персональной закалки.
- ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ способствует проявлению множества личностных качеств
– начиная с усердия и трудолюбия: профессия концертирующего музыканта
Международной организацией труда при ООН признана одной из самых
трудоёмки, что лишний раз подтверждает тезис относительно того, что игра –
не игрушка.
- ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА РАЗВЕДЧИКА-НЕЛЕГАЛА – едва ли не самый сложный психологический формат,
какой только можно вообразить, причем ошибка в этой игре может стоить
жизни.
- ПРОВОКАЦИОННАЯ ИГРА
РАЗВЕДОК (любителям приключенческого жанра
хорошо известен расхожий термин «радио-игра», когда противника дурачат
дезинформацией, вынуждая его поступать так, как нужно нам в наших
интересах) – блестящий образец оперативного управления, следствием
которого в конечном счете становится победа над сильным и умелым врагом. Список можно продолжать долго: та же
провокационная
- ИГРА НА БИРЖЕ, ИГРА ВООБРАЖЕНИЯ художника, ИГРА УМА физика-теоретика, «ИГРА В КАРТЫ
ПО НАУЧНОМУ» - потрясающая комедия тридцатилетней давности с Альберто
Сорди в главной роли, которая провозглашала весьма революционную идею для
семидесятых годов: победить буржуазное общество можно только отказавшись
от его
возможностей. Куда уж тут «игрушки»….
- Игра как провокация везения ( «счастливый билет», любая лотерея или азартная
игра),
- Игра как мастерство игрока («шахматное искусство», «переигравший» контрразведку
тайный агент),
- Игра как подражание (вся мировая драматургия – к слову сказать,
исследователи считают драматургию одной из древнейших форм литературного
творчества, и в основе ее видят стремление отобразить силами человеческих
возможностей высший мир олимпийских богов).
Если
в игре на подражание полагаться на «провидение свыше» - игра не состоится:
провидение не приветствует попытки подражать ему самому, недаром актеров долгое
время хоронили за церковной оградой… Вместе с тем новые, ранее неизвестные ему
самому возможности игрока могут открыться совершенно внезапно и неожиданно, по воле судеб,
«стечением обстоятельств» - «как масть легла».
Однако сама по себе игра создает целый мир, которому соответствуют жизненные установки множества людей, целых поколений и цивилизаций.
Однако сама по себе игра создает целый мир, которому соответствуют жизненные установки множества людей, целых поколений и цивилизаций.
Тем не менее, небольшой исторический экскурс в игровые
лабиринты лишним не будет. Поскольку лишь поняв исторический тренд процесса, мы
можем предполагать его возможную перспективу. От ретроспективы к перспективе,
как уже было сказано.
Как таковая игра определяется разными исследователями
по-разному, в зависимости от методологических пристрастий исследователя.
Психологам игра интересна как процесс, социологам и политологам – как
инструмент исследования и управления, философам – как феномен, бизнесменам –
как средство получения прибыли. Поэтому привести какое-то одно определение было
бы неправильным , прежде всего в силу его односторонности. Проще выделить нечто
общее для большинства (если не для всех) определений. Такими будут три ключевых
игровых параметра:
В
скобках можно представить и другие показательные примеры – дело сейчас не в
этом. Важно другое : в
любой из игр, будь то игра политическая, биржевая, детская забава или
симфонический концерт – неизбежно будут присутствовать и взаимно пересекаться
все эти параметры.
Мало того : если в игре , предполагающей везение,
появится игрок, делающий ставку на свое мастерство – это будет уже не игра, а шулерство, поскольку свое
умение он изначально делает своим преимуществом – тем самым нарушая правила
игры.
Уже упомянутый выше Й.Хойзинга в своей книге вывел
несколько типовых особенностей игры как таковой. Есть смысл их рассмотреть
подробнее – прежде всего для понимания масштаба явления.
Продолжение можно сказать в опубликованной брошюре в формате пдф.
Комментариев нет:
Отправить комментарий