среда, 5 марта 2014 г.

Игра – не игрушка

Игра – не игрушка , или некоторые рассуждения об обучающих игропрактиках в ретроспективе и перспективе. 


Кто , во что и с кем играет?



В 1938 на книжных прилавках Европы появилась новая книга очень известного к тому времени культуролога и философа, президента голландской Академии наук и по совместительству ректора Лейденского университета Йозефа Хойзинги «Homo ludens», что в переводе с латыни означало «Человек играющий». Известный своими масштабными и полновесными историко-культурологическими исследованиями автор в этой книге превзошел самого себя, ибо в ней он провозглашал принципиально новый, совершенно неожиданный подход к оценке процесса формирования всех мировых культур и сложившихся в них цивилизаций. 

 Великий голландец провозгласил: «Вся мировая культура возникла из игры. Она рождается в игре и имеет характер игры». Вся человеческая деятельность – начиная со становления отдельной персоналии и заканчивая международной политикой – может быть  представлена, освоена и оценена через игру, которая лежит в основе этих деятельностей. И действительно: в политике существуют только реальные ИГРОКИ. 
  • ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ служили  в качестве временных отрезков жизни , были форматом оценки возможностей как отдельно взятого «олимпионика» , так и всей греческой цивилизации, поскольку  ИГРЫ могли остановить войну… 
  • ВОЕННО-ШТАБНЫЕ ИГРЫ предваряли самые великие сражения мировых войн , и до сих пор являются высочайшей формой оперативного управления. 
  • ИГРА АКТЕРОВ формирует в человеческом сознании отношение к идеалу – то есть, образно говоря, задает поведенческую планку личности, дает ему положительный образец для подражания. 
  • АЗАРТНАЯ ИГРА дает испытание эмоциям, которые при ненадлежащем отношении могут упасть до порока. 
  • СОСТЯЗАТЕЛЬНАЯ ИГРА воспитывает характер – недаром спорт считают одним из высших уровней персональной закалки. 
  • ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ способствует проявлению множества личностных качеств – начиная с усердия и трудолюбия: профессия концертирующего музыканта Международной организацией труда при ООН признана одной из самых трудоёмки, что лишний раз подтверждает тезис относительно того, что игра – не игрушка. 
  • ИМИТАЦИОННАЯ ИГРА РАЗВЕДЧИКА-НЕЛЕГАЛА – едва ли не самый сложный психологический формат, какой только можно вообразить, причем ошибка в этой игре может стоить жизни. 
  • ПРОВОКАЦИОННАЯ ИГРА РАЗВЕДОК (любителям приключенческого жанра хорошо известен расхожий термин «радио-игра», когда противника дурачат дезинформацией, вынуждая его поступать так, как нужно нам в наших интересах) – блестящий образец оперативного управления, следствием которого в конечном счете становится победа над сильным и умелым врагом. Список можно продолжать долго: та же провокационная 
  • ИГРА НА БИРЖЕ, ИГРА ВООБРАЖЕНИЯ художника, ИГРА УМА физика-теоретика, «ИГРА В КАРТЫ ПО НАУЧНОМУ» - потрясающая комедия тридцатилетней давности с Альберто Сорди в главной роли, которая провозглашала весьма революционную идею для семидесятых годов: победить буржуазное общество можно только отказавшись от  его возможностей. Куда уж тут «игрушки»….
  • Игра как провокация везения ( «счастливый билет», любая лотерея или азартная игра), 
  • Игра как мастерство игрока («шахматное искусство», «переигравший» контрразведку тайный агент), 
  • Игра как подражание (вся мировая драматургия – к слову сказать, исследователи считают драматургию одной из древнейших форм литературного творчества, и в основе ее видят стремление отобразить силами человеческих возможностей высший мир олимпийских богов). 
 Если в игре на подражание полагаться на «провидение свыше» - игра не состоится: провидение не приветствует попытки подражать ему самому, недаром актеров долгое время хоронили за церковной оградой… Вместе с тем новые, ранее неизвестные ему самому возможности игрока могут открыться совершенно внезапно и  неожиданно, по воле судеб, «стечением обстоятельств» - «как масть легла». 
 Однако  сама по себе игра создает целый мир, которому соответствуют жизненные установки множества людей, целых поколений и цивилизаций. 

Тем не менее, небольшой исторический экскурс в игровые лабиринты лишним не будет. Поскольку лишь поняв исторический тренд процесса, мы можем предполагать его возможную перспективу. От ретроспективы к перспективе, как уже было сказано.

Как таковая игра определяется разными исследователями по-разному, в зависимости от методологических пристрастий исследователя. Психологам игра интересна как процесс, социологам и политологам – как инструмент исследования и управления, философам – как феномен, бизнесменам – как средство получения прибыли. Поэтому привести какое-то одно определение было бы неправильным , прежде всего в силу его односторонности. Проще выделить нечто общее для большинства (если не для всех) определений. Такими будут три ключевых игровых параметра: 
В скобках можно представить и другие показательные примеры – дело сейчас не в этом. Важно другое : в любой из игр, будь то игра политическая, биржевая, детская забава или симфонический концерт – неизбежно будут присутствовать и взаимно пересекаться все эти параметры. 

Мало того : если в игре , предполагающей везение, появится игрок, делающий ставку на свое мастерство – это будет уже не игра,  а шулерство, поскольку свое умение он изначально делает своим преимуществом – тем самым нарушая правила игры.


Уже упомянутый выше Й.Хойзинга в своей книге вывел несколько типовых особенностей игры как таковой. Есть смысл их рассмотреть подробнее – прежде всего для понимания масштаба явления.

Продолжение можно сказать в опубликованной  брошюре в формате пдф.


Комментариев нет:

Отправить комментарий